Студенту Движение Worldskills
19 | 06 | 2018
СТУДЕНТАМ:

 

Образовательные ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации: www.mon.gov.ru

Федеральный портал "Российское образование": www.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам: window.edu.ru

Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов: fcior.edu.ru

ДВИЖЕНИЕ WORLDSKIL

скачать статью

КАК WORLDSKILLS МЕНЯЕТ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФПОДГОТОВКИ В РОССИИ

К 2025 году Россия столкнётся с дефицитом кадров в 10 миллионов человек. Чтобы не потерять конкурентоспособность, до 2024 года страна должна перейти в цифровую эпоху, о которой сегодня говорят и власти, и бизнес. Ключевая проблема - острая нехватка кадров для digital-трансформации. Вырастить их в нужном количестве можно только перестроив систему профобразования.

Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» устанавливает новые стандарты современных рабочих профессий, меняет экзаменационную систему в колледжах и вузах, а также выступает связующим звеном между работодателями и молодыми сотрудниками. Как движение меняет рынок труда в России - в лонгриде РИА «Новости».

Начало. От испанских рабочих к цифровой экономике

Движение WorldSkills International (WSI) зародилось в послевоенной Испании, которая, как и многие страны в тот период, переживала нехватку рабочих рук. Чтобы возродить интерес к рабочим профессиям, один из инициаторов движения Франциско Альберт - Видаль решил провести конкурс профмастерства среди молодых специалистов. Они узнавали о соревнованиях из газет и за свой счёт отправлялись в Мадрид со всей Европы. Хотелось и себя показать, и на других посмотреть.

«Альберт-Видаль ставил перед собой три цели: превратить участников соревнований в ролевую модель для молодежи, организовывать встречу экспертного и профессионального сообщества из разных стран и дать молодым профессионалам возможность определить свое положение на мировом рынке труда. Все три цели остаются актуальными и сегодня».

За 70 лет масштабы чемпионатов профессионального мастерства выросли: в 1950 г. было всего 12 конкурсантов, в 2017 г. на 44-м чемпионате WorldSkills в Абу-Даби - уже 1300. На международном первенстве в Казани в 2019 г. Ожидается уже 1500 участников.

Национальная сборная России на ЧМ по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017

Хотя основная миссия движения осталась прежней, изменения на рынке труда и развитие технологий сформировали новые вызовы. Автоматизация и переход к цифровой экономике создали потребность в рабочих кадрах нового типа, способности которых измеряются компетенциями, а не дипломами и грамотами.

Теперь WorldSkills необходимо готовить не просто молодого конкурентоспособного профессионала, а адаптированного к современным реалиям специалиста, готового работать бок о бок с умными аппаратами и робототехникой, постоянно расширять свои знания.

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ. ДЕФИЦИТ КАДРОВ И ПАРАДОКСЫ РЫНКА ТРУДА

Россия присоединилась к движению WorldSkills в 2012 году. В тот период техникумы и колледжи, несмотря на попытки реформ, по- прежнему казались многим низшей образовательной ступенью, которую проходят только те, кому не удалось поступить в вуз и кто не рискнул сдавать ЕГЭ.

Реформирование системы среднего профессионального образования стало первой задачей, которая встала перед Союзом «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В этом заключается важное отличие российской модели движения от аналогов в других странах.

Если условные SwissSkills («Ворлдскиллс Швейцария») или WorldSkills France выступают в первую очередь центром привлечения молодых профессионалов и их подготовки к чемпионатам, то российское подразделение WorldSkills стремится реформировать всю систему образования.

Участник регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), компетенция «Хлебопечение» Томск, 2017 г.

Учебные заведения в стране пока еще с трудом адаптируются к реалиям современного рынка труда. Устаревшие учебные программы, годами не менявшиеся принципы подготовки преподавателей, противоречивые стандарты и вышедшее из употребления оборудование привело к закономерному дефициту кадров.

В 1990-е многие образовательные учреждения утратили связь с предприятиями. Выпускники приобретали абстрактные навыки для абстрактного будущего, часто - из давно ушедшего прошлого. В результате, поступив на работу, вынуждены были переучиваться.

Петр Некрасов, представитель IEK

«Студенты изучают монтаж при помощи картинок. Они не могут пилить, не могут монтировать. Компания столкнулась с нехваткой квалифицированных кадров в электромонтажной отрасли».

О той же проблеме говорит и генеральный директор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия» Евгения Дмитриева.

Евгения Дмитриева, гендиректор производителя сварочных аппаратов «Кемппи Россия».

«Студенты колледжей не готовы были работать с нашим сварочным оборудованием. Они просили дать им старые трансформаторные аппараты, потому что были знакомы только с такой техникой».

За 5 лет существования WorldSkills в России движение поддержали десятки партнёров. Среди них есть крупные государственные корпорации, такие как Ростех, Роскосмос и Росатом. Они не скрывают, что стремятся выйти на международный рынок и остро нуждаются в кадрах, которые отвечали бы мировым стандартам.

Таких специалистов удаётся найти среди участников региональных, национальных и международных чемпионатов WorldSkills. Также госкорпорации готовят специалистов изнутри, полагаясь на мировые стандарты профподготовки.

Другая часть партнеров – это российские представительства зарубежных компаний, например, производители робототехники Kuka и Festo. Они не только нуждаются в кадрах, но и пытаются популяризовать относительно новые отрасли среди школьников и студентов.

Для этого совместно с WorldSkills компании открывают робототехнические лаборатории в регионах. Два года назад российское представительство Kuka первым ввело компетенцию «Промышленная робототехника» в линейку WorldSkills.

Участники II Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech, компетенция «Промышленная робототехника». Екатеринбург, 2015 г.

Союз пытается наладить двусторонний контакт между учебными заведениями и компаниями.

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«У нас есть традиционный разрыв между работодателем и образованием, и проект WorldSkills во многом нацелен на создание мостика между бизнесом и системой подготовки»

Подготовка молодых профессионалов к реалиям цифровой экономики

– ещё одна задача, которая пока не решена. Совместно с консалтинговой компанией Boston Consulting Group в WorldSkills Russia изучили ситуацию на рынке труда в современной России. Как показал опрос, не менее 66% предприятий опасаются, что не смогут развиваться из-за нехватки квалифицированных специалистов.

По оценкам аналитиков, уже к 2 Россия столкнётся с дефицитом 10 миллионов человек.

Тенденция в принципе характерна для большинства учебных заведений среднего профессионального образования в мире. Исследование McKinsey выявило парадоксальную ситуацию: 50% молодых людей считают, что следующая после окончания школы ступень образования повышает их шансы на трудоустройство.

Более того, большинство образовательных учреждений (72%) считают, что их выпускники готовы к реальной работе. Однако только 43% работодателей находят специалистов с нужным уровнем квалификации.

Участники III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia, компетенция «Электромонтажные работы». Казань, 2015 г.

Выпускники техникумов, колледжей и вузов приходят на предприятия с дипломами, оценками и разрядами, но по факту дипломированность и сертификация не подтверждаются.

Алексей Пономаренко, директор Центра по международным программам Корпоративной академии Росатома.

«Пятерка, полученная в одном колледже не всегда равна оценке, полученной в другом. При этом крайне важной является возможность выполнения молодым специалистом профильной задачи, которая часто реализуется на очень дорогом и высокоточном оборудовании. Поэтому профессиональное образование должно готовить специалистов максимально быстро с гибкой программой и минимальными затратами»

На несовершенство системы подготовки кадров обратили внимание и руководители учебных заведений.

Виталий Манзук, зам Кировского политехнического техникума

«Формат оценивания выпускников нужно менять потому что разрыв с требованиям усиливается»

Несоответствие выпускников запросам работодателей замечают и вузы.

Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ

«Опросы работодателей показывают, что система высшего образования по стране хромает. Выпускники нуждаются в дополнительной подготовке и переобучении»

Запуск. Новые стандарты для реального сектора.


ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

В 2014 г. требование привести российские колледжи к мировым стандартам подготовки специалистов оформилось уже на правительственном уровне.

А спустя два года в России решили испытать формат демонстрационного экзамена по методике WorldSkills - новой системы государственной итоговой аттестации, которая позволяет проверить навыки выпускников в реальных производственных условиях.

Министерство образования и науки уже намекает, что скоро методику могут официально утвердить в качестве основной формы

ГИА. Демонстрационный экзамен учитывает реальные требования рынка труда, а не условные стандарты.

Именно поэтому работы экзаменуемых оценивают независимые эксперты от отраслевых предприятий, которые знакомы с реальными требованиями на производстве или в офисе.

Михаил Сивцев, директор Департамента среднего профессионального образования и развития профессиональных компетенций ДВФУ

«Традиционный экзамен проводит преподаватель, который сам обучал студентов. В основном, это формат ответов на теоретические вопросы. В соответствии с методикой WorldSkills, студента экзаменуют независимые эксперты, причём проверяют его практические навыки. Конкурсное задание остаётся одинаковым для всех, поэтому исключается фактор везения».

Задания для демонстрационного экзамена действительно трудно сравнить с ответами на билеты. В течение нескольких дней студенты выполняют такие же задачи, что и участники международных чемпионатов WorldSkills. Теория сведена к минимуму - она лишь подкрепляет действия, которые нужно выполнять в реальных условиях на реальном оборудовании.

По некоторым компетенциям эта планка пока оказывается слишком высокой. Глава WSR Роберт Уразов называет эксперимент с демэкзаменом по инженерному дизайну CAD в ДВФУ «учебным харакири». Но зато такая модель позволяет студентам определить недостающие навыки - так называемые skills gaps. А учебные заведения, в свою очередь, могут скорректировать учебную программу, пока система проходит пилотные испытания.

«Демэкзамен даёт чёткую картину, на каком оборудовании нужно готовить студентов, учитывая запросы работодателя», - отмечает Сивцев.

Участник III Национального чемпионата WorldSkills Hi-Tech. Екатеринбург, 2016 г.

Таким образом, решается сразу несколько проблем: объективность оценки, её адекватность и разрыв между требованиями работодателей и навыками выпускников. В этих условиях выигрывают все. Учебные заведения совершенствуют систему подготовки, студенты отрабатывают навыки для реального, а не абстрактного сектора экономики, а предприятия получают доступ к базе квалифицированных кадров, которые отвечают всем установленным стандартам.

Причём компетенции подтверждаются не дипломом с оценками по предметам, а Skills-паспортом с перечислением конкретных навыков - ещё одним проектом WSR. В нём обозначены модули, которые выполнил студент. Результаты участника отражаются в графике, в котором также указаны минимальные и максимальные допустимые результаты по стандарту.

С января тестовый демэкзамен прошли уже более 14 000 выпускников колледжей и вузов. Пилотный проект по 73 компетенциям стартовал в 26 регионах России.

Около 40 компаний, в том числе Росатом, «Р-Фарм» и IEK признали Skills-паспорта инструментом независимой оценки подготовки студентов.

Иван Семёнов, вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию предприятия «Р-Фарм»

«Паспорта навыков – это аналог преинтервью, которое вместо работодателя проводит учебное заведение»

В некоторых ситуациях демонстрация навыков по международным стандартам может стоить карьеры. И вот одна такая реальная история.

Студент техникума Василий Шабаров прошёл несколько этапов чемпионатов WorldSkills. Он стал победителем по компетенции

«Фрезерные работы на станках с ЧПУ» на I региональном чемпионате WorldSkills Russia в Ленинградской области, а также участвовал в национальном чемпионате в Краснодаре. После защиты диплома Шабаров устроился на одно из предприятий госкорпорации Росатом. Но его ожидали рядовой уровень зарплаты и рядовая сложность задач. Никто не учёл ни грамоты, ни рекомендации техникума, ни результаты участия в движении WSR.

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Мы пригласили руководство предприятия протестировать компетентность Шабарова на своей площадке в формате демонстрационного экзамена. Мы подготовили рабочее место, чтобы Шабаров смог проявить себя в полной мере. Он должен был выточить фрезерную деталь по заданию с любого международного чемпионата WorldSkills на выбор заводчан. В итоге, остановились на конкурсной детали с Чемпионата мира 2015 года в Сан-Паулу. Василий Шабаров потратил на 4 часа больше, чем позволяют стандарты WS, однако справился с заданием.

Созданную им деталь представители предприятия проверили в центральной измерительной лаборатории. Результат отличался от заданного чертежом идеала всего лишь по трём размерам из более чем 60 и всего на 3-4 микрона. Рядового сотрудника Василия перевели в другой цех с более современным оборудованием и более сложным уровнем производственных задач.

 

SKILLS-ПАСПОРТ

Skills-паспорт вызывает больше доверия у международных экспертов. Выпускник Первого московского образовательного комплекса Константин Долгих прошёл демонстрационный экзамен по поварскому делу, а также принял участие в нескольких чемпионатах WorldSkills.

Сейчас повар-кондитер получает дополнительное образование технолога в кулинарной сфере и работает во французском ресторане Ladurée в Москве. Пока Долгих занимает должность повара, но в ближайшее время его должны повысить до должности деми шеф де парти (аналог бригадира смены).

Константин Долгих, повар-кондитер ресторана Ladurée

«При устройстве в Ladurée у меня посмотрели резюме, результаты чемпионатов и демэкзамена. Шеф-повар ресторана француз, а у них очень развито движение WorldSkills. Когда он узнал, что я участвовал в чемпионатах и получил Skills-паспорт, ему это понравилось. Меня взяли сразу же».

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»

«Дипломы становятся анахронизмом. Сейчас даже в консалтинговых компаниях большой четвёрки не смотрят на диплом, а учитывают только навыки. Мы начали заниматься проектом Skills-паспортов, чтобы создать в системе образования чёткий ориентир подготовки и понятный инструмент признания навыков».

Виталий Манзук, заместитель директора Кировского политехнического техникума

«Кто такой, например, наладчик станков с ЧПУ? Оказывается, сегодня он и инженер, и рабочий, и технолог-программист, и метролог. Нам нужно уйти от противопоставления понятия «инженер-техник» к интеграции квалификаций по конкретным компетенциям»

 

Будущее. Футурология и цифровизация

Классификация компетенций – ещё одна проблема российской системы профподготовки. Представители многих техникумов и вузов признают, что сегодня специальности уже не имеют таких чётких границ, как раньше. Условный оператор ЧПУ-станка может сегодня управлять сразу несколькими станками на заводе и фактически руководить производственным процессом. Новый технологический уклад меняет сам формат профессий, причём большинство из них получают цифровое измерение.

 

WORLDSKILLS HI-TECH

В ноябре на IV Национальном чемпионате рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге была представлена 31 компетенция, но только в четырёх из них сохранилась исключительно аналоговая часть.

Роберт Уразов, гендиректор Союза «Молодые профессионалы
(Ворлдскиллс Россия)»

«Даже в сварке был модуль «Роботизированная сварка». Сейчас на чемпионате рождается будущее. Проявляется картинка того рабочего места, которое возникнет через несколько лет»

 

FUTURESKILLS

Параллельно с направлением Hi-Tech WorldSkills Russia создаёт и другие кластеры компетенций. Одно из направлений работы - это своего рода футурология, попытка предсказать, какие навыки и профессии потребуются специалистам в ближайшем будущем и как изменятся существующие специальности.

Сверхзадача - избежать появление класса лишних людей, чьи способности окажутся невостребованными в условиях цифровой экономики.

Для этого WSR запустил проект FutureSkills, который пытается установить стандарты оценки специалистов по геномной инженерии, эксплуатации беспилотных авиационных систем, лазерным технологиям, промышленной робототехнике и другим компетенциям будущего.

Полина Федорова, руководитель направления FutureSkills

«Поиск компетенций будущего начинается с исследований, которые проводятся совместно с российскими и международными экспертами. Чаще всего мы работаем в формате форсайт-сессий или проектных сессий. Люди собираются и в течение нескольких часов обсуждают образ будущего по тому или иному направлению».

Экспертов для обсуждения будущего рынка труда отбирают по обширной сетке контактов, в том числе среди потенциальных работодателей, ИТ-компаний и поставщиков технологического оборудования.

Осенью WorldSkills совместно с Global Education Future выпустил доклад о навыках будущего, в котором описано влияние глобализации, цифровизации и других процессов на рынок труда.

Участники I регионального чемпионата Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) в Забайкальском крае. Чита, 2017 г.

Один из главных трендов - это увеличение скорости изменений, которая прослеживается во всех отраслях. Именно поэтому странам необходимо готовить специалистов с опережением. Об этом говорит и Роберт Уразов, который признаёт, что России нужно перестать быть догоняющей страной.

Необходимость подготовки к будущему признаёт и технический директор WorldSkills Russia Алексей Тымчиков. По его словам, подготовка российской сборной к чемпионату в Абу-Даби, на котором команда стала первой в общекомандном зачёте, началась именно с изучения компетенций будущего.

В среднем стандарты WorldSkills меняются на 30% как минимум каждые два года. На мировом чемпионате WorldSkills 2019 в Казани компетенциям будущего будет отведена отдельная зона, площадью 10 тысяч кв. м.

Как отмечает Уразов, такой масштаб позволит привлечь иностранных экспертов, которые помогут России развивать футуристичные отрасли.

 

DIGITALSKILLS

В Татарстане уже в этом году протестируют отдельный блок компетенций DigitalSkills, в который входят криптография, блокчейн и смарт-контракты, виртуальная и дополненная реальность.

За всем этим стоит уже упомянутая цель союза - выстраивание диалога с работодателем и создание мостов между молодыми специалистами и предприятиями.

Ксения Калугина, руководитель регионального координационного центра WSR в Москве

«Подход WorldSkills позволяет сгруппировать отдельные области знаний в понятную форму компетенции. Такой метод позволяет не ждать, пока появится работодатель с конкретным запросом, а работать с опережением, то есть заранее

сформулировать, каким должен быть специалист, и предложить его рынку труда»


AGROSKILLS И LOGISTICSKILLS

В 2017 году WorldSkills совместно с Министерством сельского хозяйства запустила еще один отраслевой чемпионат AgroSkills. В первенстве участвуют специалисты по агрономии, биотехнологиям, ветеринарии, эксплуатации сельскохозяйственных машин, садоводству и менеджменту в растениеводстве, которые уже работают в российском агросекторе.

Участники отраслевого чемпионата в сфере сельского хозяйства AgroSkills. 2017 г.

В марте появится ещё одна отраслевая ветка соревнований - LogisticSkills. В союзе также обсуждают возможность запустить отраслевой чемпионат в туристической индустрии и в медиа. Как отмечают в WSR, компетенции, с которыми работает союз, уже давно вышли за рамки сугубо технических и рабочих отраслей.

Всё больше профессиональных сфер нуждаются в «движке», который помог бы перестроиться и адаптироваться к условиям новой экономики.

Саймон Бартли, президент WSI

«Российская экономика большей частью основана на добыче нефти, газа, полезных ископаемых. Рано или поздно эти ресурсы во всём мире иссякнут. Поэтому для России особенно важно готовить людей к работе на умном производстве».

По мнению Бартли, развитие и стандартизация компетенций в стране наращивает «валюту навыков», которая напрямую конвертируется в экономический рост. Улучшение экономического положения, в свою очередь, позволяет вкладываться в развитие навыков и вновь запускает рост. Президент WSI называет это циклом благоприятных событий.

МИА «Россия сегодня», 2017 г.

 

НОВОСТИ

СПбГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции" является специализированным центром компетенций, аккредитованным по стандартам WORLDSKILLS, с присвоением регионального статуса по компетенции Мехатроника.

В "Смене" проходила подготовка региональной сборной и сборной юниоров «WorldSkills (Молодые профессионалы)» Санкт-Петербурга. С 10 по 14 января 2018 года во Всероссийском детском центре "Смена" прошла краткосрочная смена подготовки региональной сборной и сборной юниоров «WorldSkills (Молодые профессионалы)» Санкт-Петербурга.

 
АБИТУРИЕНТАМ:


Откуда Вы узнали о нашем колледже?
 

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть